Церковь — это место исцеления души

Идея о том, что церковный приход является лечебницей, распространена настолько, что любые вопросы по этому поводу стали риторическими. Так, мне кажется, сам вопрос о том, считаю ли я церковь лечебницей, уже подразумевает утвердительный ответ и лишь требует разъяснений, почему я допускаю подобную мысль.

Следует сказать, что сравнение прихода с лечебницей отталкивается от более глубокого понятия – понятия Церкви как лечебницы, ведь любой церковный приход есть ни что иное как видимое отображение Единой Церкви на земле. Существует множество стихов Священного Писания и изречений, найденных в работах святых отцов, которые подтверждают данную мысль; в действительности, их так много, что нет никакого смысла перечислять их здесь. Но, по моему мнению, данное утверждение зародилось главным образом благодаря христианскому пониманию греха и его последствий. Существуют мнения о том, что грех – это непослушание Богу или Его закону, возмездие за грех – смерть, ведь каждое преступление влечет за собой наказание, греховное деяние влечет за собой смертный приговор. Заметим, что смерть является не результатом греха, а лишь результатом наказания. Иначе говоря, пока некто не возьмется наказать виновного и не вынесет ему вердикт, само преступление не причинит подсудимому смерти. Если вышесказанное недостаточно понятно, для сравнения разъясню позицию православной церкви.

Православная церковь считает, что смерть исходит не от наказания, а от влияния греха на человека. Мне нравится наглядность, поэтому приведу наглядный пример, который помогает мне самому понять данную мысль. Представьте себе картину – человек бросается вниз с утеса на камни, разбивается, истекает кровью и оказывается на грани смерти из-за телесных повреждений. А теперь представьте, что вы – спасатель, спешащий на помощь этому человеку. Конечно, вы согласитесь, что прыгать с утеса было плохой затеей. Если вы смотритель парка, где произошел этот несчастный случай, то вы имеете право считать умирающего преступником, ведь в вашем парке есть правило – посетителям запрещено бросаться со скал. Можно сказать, что, как смотритель парка, вы имеете право обвинить этого человека в преступлении или сделать ему предупреждение, простив ему проступок. Сейчас многие захотят перебить меня, воскликнув: «О чем вы вообще говорите? Это всё неважно! Надо просто спасать человека — он же умирает!»

А теперь последний раз представьте, что вы – отец человека, прыгнувшего со скалы. Важно ли вам то, что ваш сын совершил преступление, бросившись с утеса? Будете ли вы просить смотрителя простить вашего сына и не обвинять его в преступлении? Или вы будете делать всё, чтобы спасти его жизнь? Христос открыл нам, что Бог – наш Отец. Нет сомнений в том, что для Него важнее всего спасти наши жизни от травм, которые мы сами себе причиняем и которые убивают нас.

Таким образом, говоря о роли Церкви в вопросе греха и наказания, ее главная, важнейшая и первая забота – лечить травмы, нанесенные грехом. Такие раны бывают мучительными и глубокими. Как падение с высоты провоцирует кровоизлияние в мозг, прокол легких, разрыв селезенки, обильное внешнее и внутреннее кровотечение – и всё это должно быть вылечено в целях спасения человеческой жизни – точно также и раны от греха, духовные, эмоциональные, физические, наносят ущерб всему человеческому естеству. В таком случае следует ожидать, что люди почувствуют, что они могут обратиться к Церкви за помощью в преодолении своих душевных терзаний, супружеских проблем или даже простой простуды.

Однако здесь стоит кое-что уточнить. Не очень умно искать исцеления от простуды в Церкви. Больной может просить там о молитве за себя, о помазании, получить  совет священника, его мнение о духовной роли и о значении  простуды в нашей жизни, но Святой Дух имеет множество даров для разных людей, и один священнослужитель не может обладать ими всеми. «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений? Все ли говорят языками? Все ли истолкователи?» (1 Кор. 12:29-30). Если у вас сломана нога, вы идете к священнику? Безусловно, сломанная нога – это признак хрупкой и грешной природы человека и всего создания (не думаю, что в раю ломают ноги), но нет, в этом случае вы идете ко врачу. Почему бы вам не обратиться за советом в вопросе неудачного брака к специалисту?

Итак, я думаю, нужно рассматривать Церковь и приход не как лечебницу, больницу, но как место исцеления. Когда я говорю «Церковь», я имею в виду не церковную структуру, а все проявления силы Христа в исцелении и спасении, посланные этому страдающему миру. Врач, терапевт, смотритель, хороший друг – все они  могут даже не быть христианами, но так или иначе они участвуют в работе Христа по исцелению ран таких же людей, как они сами, они делятся исцеляющей благодатью Христа. Подумайте, если прихожанин придет к вам и попросит вашей молитвы об успешном проведении операции, какими будут слова этой молитвы? «О, Господь,  благослови руки доктора…» Здесь не имеется в виду «против воли доктора», или «управляй им, как марионеткой», но по его собственной воле и через совершаемые им действия. Мы просим у Господа Его божественное благословление воли и действий доктора, которого мы даже не знаем, возможно, он и не христианин, но мы просим, и мы верим, что Господь всё равно благословит работу этого человека.

свящ. Сергей Свешников
Перевела с английского Елена Лабза

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.